16.10.2024 в ГУО «Заболотская средняя школа» проведено родительское собрание, где помощником врача-гигиениста ГУ «Вороновский районный центр гигиены и эпидемиологии» освещена тема «Специфика организации питания в школе, выполнение требований».
«Здоровье дороже золота», — сказал английский поэт и драматург Уильям Шекспир. Наше здоровье – самое ценное, что у нас есть. Одним из главных условий нормального развития школьника является правильное питание. В детском организме происходят чрезвычайно важные внутренние изменения (формируется нервная, эндокринная, лимфатическая, дыхательная, иммунная и другие системы). Большую часть времени школьники проводят в школе, выполняя тяжёлый труд – получение и усвоение знаний по школьным предметам, и в то же время они растут, развиваются, поэтому должны питаться полноценно, так как питание обеспечивает формирование организма, способствует сохранению здоровья.
Количество приемов пищи зависит от длительности пребывания детей в учреждении:
от 3,5 до 6 часов – не менее одного раза (второй завтрак либо обед);
от 6 до 8 часов – не менее 2 –х раз (второй завтрак и обед);
от 8 до 10,5 часов – не менее 3-х раз (второй завтрак, обед и полдник).
В учреждении составляется график питания, отслеживается длительность пребывания детей в школе.
Интервалы между приемами пищи не должны превышать более 4 часов, между основными приемами пищи (завтрак, обед, ужин) – не менее 3 часов.
Для школьников составляются примерные рационы питания на основании установленных норм физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии, с учетом возраста детей, установленных норм питания, сезонности, т.е. летне-осенний или зимне-весенний сезон. Все рационы питания рассчитываются по калорийности от суточной физиологической потребности ребенка в энергии.
С прошлого учебного года в примерные рационы питания включено много новых фирменных блюд для детей. Инженерами-технологами разработаны технологические карты с учетом технологических рисков, чтобы питание было организовано полноценным и безопасным.
Рационы питания детей включают:
завтрак – салат, горячее блюдо, горячий напиток;
обед – в основном 2 салата или салат и что-то из овощей (огурец, консервированная кукуруза, горошек), суп, горячее блюдо, сок (напиток);
полдник –напиток, мучное кулинарное или булочное изделие, кондитерское изделие, фрукты;
ужин – в основном тоже, что и на завтрак (салат, горячее блюдо, горячий напиток).
Организм ребенка будет хорошо развиваться, если будет рационально распределяться общая калорийность суточного рациона по приемам пищи: завтрак – 20-25%, обед – 30-35%, полдник – 10-15%, ужин – 20-25%, второй ужин –8-10%. Каждый из нас должен получать столько энергии, сколько затрачивает её в течение дня, т.е. в организме должно соблюдаться энергетическое равновесие. Суточное потребление калорий зависит от возраста, пола и занятий, поэтому оно различно. Калорийность рациона школьника должна быть следующей: 7-10 лет – 2400 ккал; 14-17лет – 2600-3000 ккал; если ребенок занимается спортом, он должен получать на 300-500 ккал больше.
Для разнообразия рационов питания внедрены новые блюда, но необходимо их оценивать с учетом вкусовых предпочтений детей, интересоваться – вкусно, что не нравиться.
Правильно организованное питание учащихся повышает их работоспособность, успеваемость, способствует хорошему физическому развитию и укреплению здоровья.
Отсюда вытекает основная задача добиться 100% питания в школе. Горячая пища стимулирует секрецию пищеварительных соков, лучше усваивается, полнее используется организмом и дает чувство насыщения. Оздоровительная роль школьного питания дополняется и его большим воспитательным значением – дети приучаются к строгому режиму, формируется культура питания.
Следует помнить, что правильное питание – залог здоровья ребенка.
Помощник врача-гигиениста
Ирина Метелица